«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» |
Девиз проектной деятельности |
опросы |
Путеводитель по стране Проектандии |
Метод опроса – это получение информации посредством обращения исследователя к человеку с вопросами. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами: анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. В существующих словарях, анкетой называется упорядоченный список вопросов. Любое интервью можно рассматривать как возможность задать интересующие вас вопросы. Анкета должна состоять из трех частей: 1. Вводная. 2. Основная. 3. Паспортичка. Главная функция вводной части — пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Она содержит: 1. Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т.д.) 2. Данные организации (учреждения), проводящей опрос. 3. Цель и задачи исследования, а так же практическое значение решения этих задач. 4. Значимость роли респондента для решения этих задач. 5. Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием без соответствующего его на это согласия). 6. Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты). 7. Выражение благодарности за сотрудничество или работу, высказываемое авансом опрашиваемому. Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента, мотивирующей его на участие в опросе. В основной части первыми обычно идут так называемые «контактные вопросы», основная цель которых — заинтересовать респондента проблемой, облегчить ему процесс включения в работу. Эти вопросы должны быть сформулированы просто. После контактных вопросов ставятся основные. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы на них дают информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования. Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой блок вопросов. Вопросы можно располагать по блокам, а можно вперемешку. Самые сложные вопросы лучше располагать в середине анкеты. На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция которых — снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что проделана серьезная и нужная работа. В связи с возможной усталостью опрашиваемого, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п. В паспортичку включаются вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение. В зависимости от цели и задач проводимого исследования, количество вопросов может быть уменьшено или увеличено. Запомните, обрабатывать результаты лучше на конкретных фактах, а не эмоциях. |
Автор-составитель: Жакулина И.В. методист и педагог МОУ ДОД ДДТ е. Чапаевска Самарской области |