«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»

Девиз проектной деятельности

опросы

Путеводитель по стране Проектандии

Метод опроса – это получение информации посредством обращения исследователя к человеку с вопросами.

Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами: анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

В существующих словарях, анкетой называется упорядоченный список вопросов.  Любое интервью можно рассматривать как возможность задать интересующие вас вопросы.

Анкета должна состоять из трех частей:

1.  Вводная.

2.  Основная.

3.  Паспортичка.

Главная функция вводной части — пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Она содержит:

1. Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т.д.)

2. Данные организации (учреждения), проводящей оп­рос.

3. Цель и задачи исследования, а так же практическое значение решения этих задач.

4. Значимость роли респондента для решения этих задач.

5. Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия рес­пондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием без соответствующего его на это согласия).

6. Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на по­лях анкеты).

7. Выражение благодарности за сотрудничество или работу, высказываемое авансом опрашиваемому.

Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента, мотивирующей его на участие в опросе.

В основной части первыми обычно идут так называемые «контактные вопросы», основная цель которых — заинтересовать респондента проблемой, облегчить ему процесс включения в работу. Эти вопросы должны быть сформулированы просто. После контактных вопросов ставятся основные. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы на них дают информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования.

Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой блок вопросов. Вопросы можно располагать по блокам, а можно вперемешку. Самые сложные вопросы лучше располагать в середине анкеты.

На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция которых  — снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что проделана серьезная и нужная работа. В связи с возможной усталостью опрашиваемого, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п.

В паспортичку включаются вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение. В зависимости от цели и задач проводимого исследования, количество вопросов может быть уменьшено или увеличено.

Запомните, обрабатывать результаты лучше на конкретных фактах, а не эмоциях.

Автор-составитель: Жакулина И.В.

методист и педагог МОУ ДОД ДДТ

е. Чапаевска Самарской области