Информационно-ресурсный центр
Устьянского муниципального округа на базе МБОУ "ОСОШ №2"

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Цифровой образовательный портал










Главная » 2010 » Февраль » 26 » Каким видят учителя в Год Учителя в Министерстве образования и науки РФ
12:43
Каким видят учителя в Год Учителя в Министерстве образования и науки РФ

16 января 2010 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Тема заседания – «Как учить учителей?». В работе Общественного совета принял участие Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко.

Первое заседание Общественного совет МОН в 2010 году было посвящено вопросам, напрямую связанным с проведением Года учителя в Российской Федерации. Как по-новому учить учителя? Как привлечь молодежь в школу, где сейчас лишь 8-12% педагогов до 30 лет? Какой должна быть переподготовка учителей? Вопросы повестки дня заседания совета актуальны еще и потому, что принимаются новые стандарты обучения, реализовывать которые – задача современного учителя.
С докладом выступил ректор Московского городского психолого-педагогического университета, академик РАО Виталий Рубцов. Он обозначил портрет нового учителя: «Новый учитель должен системно и на высоком уровне владеть принципиально новыми, чем это есть сейчас, компетенциями, которые позволят ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей. Он должен знать и понимать основы развития в детском возрасте, учитывать в ходе обучения возможности, способности и особенности детского развития, должен знать и понимать психологию развития детей, владеть научно обоснованными технологиями развивающего обучения». По мнению Рубцова, учитель должен быть не только сильным предметником, но и обладать навыками психолого-педагогической работы. На суд членов Общественного совета он вынес ряд предложений: создать на базе вузов – разработчиков стандартов крупные базовые центры, обучающие учителей; обеспечить разработку основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и интернатуры по направлениям педагогической подготовки; начать работу по модернизации системы повышения квалификации педагогов в рамках принимаемых стандартов обучения.
Присутствующие члены Общественного совета и приглашенные участники заседания сформулировали свое видение проблемы и предложили пути ее разрешения. Директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян заявил о том, что качество школьного образования упало, потому что педагогические вузы не дают достойного образования. По этой причине он считает целесообразным отказаться от системы педвузов и ввести педагогические факультеты на базе классических университетов.
Президент образовательного холдинга «Наследник», член Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за ходом реформирования системы образования Любовь Духанина отметила, что нынешние учителя не умеют работать в диалоге, не владеют навыками социального проектирования, не обладают достаточным общекультурным уровнем. По ее мнению, «в педагогике должен существовать некий ценз на работу в качестве учителя». Также она считает необходимым пройти переподготовку учителям, которые в следующем году начнут работать по новым стандартам.
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов предложил заглянуть на несколько лет вперед. «Учитель уже не источник информации, а ее агрегатор, он пытается научить ребенка учиться самостоятельно. Это другая профессия. Какую новую профессию через 15 лет мы будем называть профессией учителя?». Ответ на этот вопрос должен стать основой сегодняшних реформ в образовании. Задача этих реформ – интеграция в 21 век. Поэтому, по мнению Венедиктова, необходимо обратить внимание, прежде всего, на информационные технологии, дистанционное обучение и аудит педагогических учреждений.
Ведущая программы «В круге света» радиостанции «Эхо Москвы» Светлана Сорокина говорила о проблеме образования учителей на конкретном примере учителей религиозного образования, которые должны прийти в школы в следующем году. 
Ректор Государственного университета – Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов предложил создать педагогические магистратуры в классических университетах, которые будут обучать как студентов, так и действующих учителей.
Директор Департамента государственной политики в образовании Игорь Реморенко поддержал высказанные в процессе дискуссии предложения о создании экспертных советов по программам обучения, об олимпиадах по педагогическим специальностям, об изменении доли аудиторной нагрузки учеников и учителей. Он также согласился с необходимостью разрабатывать реформы, ориентируясь на будущее.
Подвел итог заседания Общественного совета Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко. «Для того чтобы что-то делать, надо знать, что такое хороший учитель. Мы уже ввели и согласовали с профсоюзами требования к аттестации педагогов. Учитель должен соответствовать определенным квалификационным требованиям». По мнению Министра, если учитель не удовлетворяет этим требованиям, он не имеет права работать в школе. Но обязательно учителю нужно предоставить возможность повышать квалификацию. Это очень сложный и важный вопрос. По мнению Министра, «мы живем в стране мифов. Один из них: в стране не хватает педагогов». Другой миф, прочно укоренившийся в общественном сознании: «учитель – это очень низкооплачиваемый, очень несчастный и плохо трудоустраиваемый человек». Изменить общественное сознание необходимо. И помочь это сделать могут общественные советы при школах, которые уже действуют во многих регионах России.
По результатам дискуссии будет выработан и предложен Министерству образования и науки Российской Федерации проект рекомендаций Общественного совета МОН.
Справочные материалы к заседанию Общественного Совета при Министерстве образования и науки российской Федерации 16 февраля 2010 г. 15.30

О педагогических кадрах общеобразовательных учреждений в Российской Федерации
О кадровой структуре российского учительства
По данным Росстата по состоянию на 1 октября 2008 г. в школах, расположенных на территории Российской Федерации, работали 1 215 478 учителей. Из них:
1 062 016 человек (87 процентов) – женщины;
47 181 человек (4 процента) – учителя со стажем педагогической работы до двух лет;
61 695 человек (5 процентов) – учителя со стажем педагогической работы от 2 до 5 лет;
365 365 человек (30 процентов) – учителя со стажем педагогической работы от 10 до 20 лет;
626 443 человек (51,5 процента) – учителя со стажем педагогической работы свыше 20 лет, в том числе 216 556 человек (17,8 процента) – учителя пенсионного возраста.
 

Об уровне образования и квалификации учителей
По данным Росстата из общей численности учителей общеобразовательных учреждений на 1 октября 2008 г. имели: 
среднее специальное образование – 176 446 человек (15 процентов);
незаконченное высшее образование – 27 007 человек (2,2 процента); 
высшее образование – 1 007 582 человек (82 процента).
Уменьшение общего количества учителей школ сопровождается снижением доли учителей с высшим образованием. 
Более 90 процентов учителей школ Российской Федерации имеют квалификационные категории. В том числе, у 36 процентов учителей – вторая квалификационная категория, еще у 36 процентов – первая, у 21 процента – высшая квалификационная категория. Семь процентов учителей не имеют квалификационной категории.


О вакансиях в системе образования

По данным Росстата, в 2008 году по отношению к 2006 году количество обучающихся в школах Российской Федерации уменьшилось на 1,8 млн. человек. Численность учителей за этот же период снизилась чуть более чем на 300 тыс. человек. Снижение численности обучающихся, сопровождавшееся с 2006 года деятельностью региональных и муниципальных органов власти по развитию сети школ, позволило повысить эффективность системы образования и увеличить соотношение численности обучающихся и учителей с 9,96 в 2006 году до 10,97 в 2008 году. Однако пока этот показатель ниже среднеевропейского.
Справочно. В 1998 году соотношение численности обучающихся и учителей в России составляло 15,2. По данным сопоставительного доклада «Российское образование в контексте международных показателей» в европейских странах это соотношение в 2005 году в среднем составляло 12,7. В странах I группы этот показатель составил – 12,2; II группы – 13,7; III группы – 17,3 (Россия отнесена ко второй группе).
В последние годы происходит уменьшение числа вакантных должностей в общеобразовательных учреждениях. Это связано в первую очередь с сокращением численности контингента обучающихся и, соответственно, общей численности рабочих мест для учителей в школах страны. Так, согласно данным Росстата на 1 октября 2008 г. в школах Российской Федерации было зарегистрировано 6 972 вакантных должности учителей, что составляет 0,6 процента от общего количества учителей и в 2 раза меньше аналогичных данных по состоянию на 1 октября 2006 года. Наибольшее число вакантных должностей отмечается по иностранному языку, информатике, физической культуре, трудовому обучению.
По состоянию на 1 декабря 2009 г. по информации, представленной подведомственными Рособразованию образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку по педагогическим специальностям, не трудоустроены:
5,9 тысяч выпускников учреждений высшего профессионального (15,4% от числа всех не трудоустроенных выпускников вузов);
0,3 тысячи выпускников учреждений среднего профессионального образования (2,2% от числа всех не трудоустроенных выпускников учреждений среднего профессионального образования).
По информации Роструда наибольшее число выпускников специальности «Образование и педагогика» обратилось в органы службы занятости, расположенные на территории Приволжского Федерального округа («учитель», «педагог-психолог») и Южного Федерального округа («учитель начальных классов», «учитель истории»).


О подготовке учителей в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
Подготовку учителей с высшим образованием традиционно осуществляли педагогические вузы. Однако их число, в связи с процессами реструктуризации сети вузов, сократилось более чем на треть, с момента распада Советского Союза.
При этом расширилась подготовка педагогов в непрофильных вузах и их филиалах (Таблица 1).
Таблица 1
Аккредитованные вузы и их филиалы,
ведущие подготовку по педагогическим специальностям 

Вузы Филиалы Всего
Педагогические вузы 67 47 114
Классические университеты 52 34 86
Технические вузы 10 2 12
Гуманитарные, медицинские, вузы искусства, физической культуры и др. 64 24 88
Итого: 193 107 300

Непрофильные вузы, в основном, ведут подготовку кадров по таким педагогическим специальностям, как «Технологическое образование», «Профессиональное обучение (по отраслям)», «Технология и предпринимательство», «Социально-экономическое образование».
Действующая укрупненная группа «Образование и педагогика» включает 30 направлений (специальностей) высшего профессионального образования. Государственное задание (контрольные цифры приема) на подготовку по этой группе постоянно снижается: в 2008 году – 75962, в 2009 году – 70384, и проект на 2010 год – 54379.
В таблице 2 представлена динамика подготовки вузами Рособразования специалистов по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» с 2005 по 2009 годы, включая платную основу обучения.
Таблица 2
Прием, контингент и выпуск 
по педагогическим специальностям в вузах Рособразования 
Годы Прием (чел.) Контингент (чел.) Выпуск (чел.)
всего бюджет всего бюджет всего бюджет
2005/2006 146848 90659 679854 424112 126149 79318
2006/2007 133044 82521 631316 414108 121252 78729
2007/2008 123527 77589 607606 398666 125121 80108
2008/2009 114937 74505 573907 377451 121465 78047
2009/2010 100549 65190 535768 353643 120665 77875

По сравнению с 2005 годом общий прием в 2009 году на педагогические специальности уменьшился на 32 %, в том числе прием на бюджетные места – на 28 %. На такие специальности, как «Химия», «Математика», «Физика» прием на бюджет за 5 лет уменьшился почти 
в 2 раза, а на специальности «Социально-экономическое образование», «Технологическое образование», «Художественное образование» прием увеличился.
Общий контингент обучающихся в текущем учебном году по сравнению с 2005/2006 учебным годом уменьшился на 21 %, а на бюджетных местах на 17 %.
Средний балл по результатам Единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) зачисленных на бюджетные места на педагогические специальности в 2009 году составил 53, что ниже среднего балла по ЕГЭ лиц, зачисленных на бюджетные места по всем укрупненным группам специальностей (59).
Частью системы подготовки педагогических кадров являются учреждения среднего профессионального образования - педагогические училища и колледжи (около 340), расположенные на территории всех субъектов Российской Федерации. 



О системе повышения квалификации педагогических кадров 

Сеть федеральных и региональных учреждений повышения квалификации и переподготовки работников образования включает 94 образовательных учреждения, расположенных во всех субъектах Российской Федерации. Головным учреждением является Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, расположенная в Москве.
Кроме этого, в обеспечении профессионального роста и повышении квалификации учителей принимают участие свыше 2 500 муниципальных методических учреждений. 
В учреждениях повышения квалификации и методических службах работают свыше 50 тыс. преподавателей и методистов. 
По данным федерального опроса 88,8 % учителей и 97,9 % директоров школ повышают свою квалификацию посредством прохождение курсов повышения квалификации не реже, одного раза в 5 лет. 


О заработной плате и системе поощрения учителей

В 2006 году, согласно данным Минрегиона России, средняя заработная плата учителей в Российской Федерации составляла около 9 тыс. рублей. При этом в разных регионах она варьировала от 5,5 тыс. рублей (в Брянской, Курской, Костромской областях, Республике Дагестан и некоторых других) до 20-25 тыс. рублей (в Москве, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах). 
По итогам 2008 года средняя заработная плата учителей в среднем по стране почти достигла 13 тыс. рублей и составила: от 6 – 7 тыс. рублей в Брянской, Костромской областях, Республиках Дагестан, Ингушетия 
до 22 – 33 тыс. В последние годы в общеобразовательных учреждениях России началось введение новых систем оплаты труда (далее – НСОТ), ориентированных на стимулирование качества труда работников образования. Наиболее активно введение НСОТ в последние годы велось в субъектах Российской Федерации – участниках комплексных проектов модернизации образования (далее – КПМО). По результатам внедрения НСОТ в субъектах Российской Федерации – участниках КПМО средняя заработная плата учителей повысилась в 2,3 раза. Наиболее существенно выросла заработная плата высококвалифицированных учителей. 
В 20 субъектах Российской Федерации – участниках КПМО (65 %) среднемесячная заработная плата учителей превысила уровень заработной платы по экономике региона. В 7 из них средняя заработная плата учителя превысила среднюю заработную плату по региону более чем на 20 процентов (Калининградская область, Саратовская область, Алтайский край, Еврейская автономная область, Республика Бурятия, Томская область, Республика Алтай).В последние годы сложилась система дополнительной государственной поддержки отечественного учительства. Помимо традиционных профессиональных конкурсов педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и другие) создан масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». 
Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 324 «О денежном поощрении лучших учителей» с 2006 по 2009 годы ежегодно по результатам конкурсного отбора 10 тысяч лучших учителей Российской Федерации награждались почетной грамотой Минобрнауки России. 
Им выплачивалось денежное поощрение в размере 100 тыс. рублей. Аналогичная поддержка была организована и на региональном уровне.
С 2010 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. № 117 денежное поощрение в размере 200 тыс. рублей на конкурсной основе будут ежегодно получать 1 тыс. учителей. 
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года также выплачивается вознаграждение за классное руководство около 800 тыс. учителей. В 2009 году на выплату вознаграждения из федерального бюджета были перечислены средства в размере 11,08 млрд. рублей. 

Источник: sovet-edu.ru


Просмотров: 910 | Добавил: sv49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Архив записей






















Copyright MyCorp © 2024