19 ноября 20021 года на базе УДЮЦ прошло заседание районного методического объединения учителей географии, биологии, химии по теме «Формирование функциональной грамотности через предметы география, биология, химия». Заседание прошло в форме методического семинара. Программа заседания была насыщена мероприятиями, проводимыми в различных формах.
Темежникова Е.В., учитель географии МБОУ «Устьянская СОШ», представила теоретический материал по теме «Функциональная грамотность», рассказала о появлении и определении этого понятия, затронула вопрос о международных исследованиях качества образования, уделив особое внимание системе оценивания PISA и TIMSS. Елена Владимировна также представила опыт участия в этих исследованиях России, отметив, что впереди 15-летним обучающимся предстоит выполнение заданий, предложенных PISA.
Рыжкова Л.А., учитель биологии МБОУ «Устьянская СОШ», представила свой опыт работы по теме «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии». Любовь Александровна подробно рассказала о контексте, компетенциях естественнонаучной грамотности. Определенный опыт в этом направлении она получила, пройдя курсы повышения квалификации. Благодаря им педагог получила практический опыт в составлении заданий, требующих системой оценивания PISA. Любовь Александровна поделилась с коллегами, приводя примеры заданий разного уровня сложности, в том числе своей собственной разработки.
Кононова О.А., учитель биологии МБОУ «Устьянская СОШ», представила опыт работы по теме «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии», очень удачно дополнив выступление Любовь Александровны. Ольга Александровна в своем выступлении, разбирая различные задания из области биологии, делала акцент на их связь с жизнью, что и подразумевается при формировании функциональной грамотности у обучающихся.
Волова О.Н., учитель географии и биологии МБОУ «Березницкая ОГ», поделилась конкретными приемами работы, которые применяет в своей практике. Ольга Николаевна поделила все приемы на смысловые блоки: приемы работы с картой, приемы работы с текстом, приемы работы на разных этапах урока, приемы работы при подготовке к ВПР и ГИА. По результату выступления получила высокую оценку со стороны коллег.
Волова С.А., учитель географии МБОУ «Киземская СОШ», рассказала о том, что такое QR-коды, показала как их можно создавать, используя разные программы, привела примеры их использования в образовательном процессе. Коллеги, используя телефонные устройства, самостоятельно создавали свои уникальные QR-коды и с удовольствием считывали предложенные Светланой Анатольевной. Работа оказалась очень эмоциональной, дружной, интересной и увлекательной.
Ширшова Т.В., учитель географии МБОУ «ОСОШ №2» провела практикум с педагогами на тему «Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности». Педагог показала примеры заданий разного уровня сложности. А также предложила коллегам попробовать самим составить задания на: 1) нахождение информации в тексте, 2) интеграцию и интерпретацию текста, 3) анализ и оценку текста по предложенному тексту.
Далее Татьяна Валерьевна провела методический диалог «Приемы формирования читательской и естественнонаучной грамотности», в рамках которого педагоги поделились наиболее эффективными приемами работы. Также при работе в группах он удачно использовали прием «Конкурс шпаргалок» при работе с текстом.
Заседание прошло интересно, полезно, эффективно.
Руководитель РМО географии, биологии, химии: Т.В. Ширшова |