27 февраля 2025 года на базе МБОУ «Бестужевская СОШ» состоялось заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы, посвящённое теме «Функциональная грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности»
На заседании присутствовали 17 педагогов из 12 школ района: МБОУ «ОСОШ № 2», МБОУ «ОСОШ № 1», МБОУ «Устьянская СОШ», МБОУ «Малодорская СОШ», МБОУ «Киземская СОШ», МБОУ «Строевская СОШ», МБОУ «Бестужевская СОШ», МБОУ «Ростовская ООШ», МБОУ «Березницкая ОГ», МБОУ «Едемская ООШ», МБОУ «Плосская ООШ», МБОУ «Синицкая ООШ»
Программа заседания была интересная и познавательная, включающая открытый урок, внеклассное мероприятие, выступления.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Синицкая ООШ» Пушкина Валентина Николаевна представила опыт работы по теме: «Формирование исследовательских компетенций обучающихся при реализации проектов в урочное и внеурочное время». Валентина Николаевна рассказала об этапах работы над проектом: создание проекта – это игра «Что? Где? Когда?». Именно эти вопросы стоят перед преподавателем, когда создается проект. Что должно получиться в итоге? Отвечая на это вопрос, важно помнить о ПЯТИ «П»: проблема, планирование (проектирование), пуск информации, продукт, презентация. Где найти материал для проекта? Валентина Николаевна поделилась опытом, как она находит темы и материал для проектов. Привела примеры конкретных упражнений в учебнике русского языка, которые являются источниками тем проектных работ. Когда нужно начинать работу над проектом? Рассмотрела вопросы, которые необходимо учитывать при выборе проекта: когда, при каких условиях ребенок готов к работе над проектом. Уделила внимание очень важному при этом моменту – мотивации.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Бестужевская СОШ» Мымрина Ирина Николаевна показала открытый урок русского языка в 7 классе «Правописание предлогов».
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Бестужевская СОШ» Жук Мария Васильевна провела внеклассное мероприятие «Живой язык родного края», в котором принимали участие учащиеся 10-11 классов. Мероприятие проходило в «Избе сказаний» с. Бестужево. Учащиеся по описанию находили предметы старины и знакомились с устройством русской избы (сени, печной угол, наблюдник, матница, лучина). Очень интересно, выразительно, эмоционально рассказали о предметах старины и показали их: коромысло, ушат, цеп, чесало, дугу. Рассказали, что такое диалектизмы. Гости послушали диалог «двух соседушек» о «житье-бытье», который представили гости мероприятия (работники Избы сказаний). Учащиеся прочитали былину Марии Шалауровой «Озеро Светик», поработали со значениями незнакомых им слов. А работа с текстом В. Распутина помогла ребятам осознать важность сохранения «живой» речи. Мероприятие прошло очень ярко, эмоционально, никого не оставило равнодушным.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Строевская СОШ» Волова Надежда Николаевна представила презентацию опыта работы по теме: «Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок». Надежда Николаевна рассказала, что неоднократно принимает участие в данном конкурсе. В этом учебном году она стала призером всероссийского этапа. Рассказала об особенностях конкурса, познакомила с положением, требованиями к конкурсной работе. Особое внимание уделила насыщенной культурной программе конкурса. Посоветовала не бояться и участвовать в подобных конкурсах, так как это не только показатель мастерства педагога, но и возможность общения с интересными людьми, коллегами из разных городов, возможность обменяться опытом, получить новые знания.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Киземская СОШ» Рогачёва Ирина Сергеевна представила опыт работы по теме: «Работа с одаренными детьми на уроках литературы». Ирина Сергеевна рассказала о своем подходе при подготовке детей к олимпиаде по литературе: на что нужно обращать внимание, с какого возраста нужно начинать готовить детей к олимпиаде, что помогает при подготовке (особое внимание обратила на вопросы по теории литературы, историко-литературному контексту, сопоставлению художественного произведения с другими произведениями искусства). Рассмотрели критерии проверки олимпиадных заданий. Ирина Сергеевна познакомила с приемами, которые помогают готовится к олимпиадным заданиям на уроках литературы в 5 классе. Продемонстрировала творческие задания для каждого класса. Рассказала о специфике подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. Познакомила с приложением, которое является хорошим подспорьем при подготовке учащихся к олимпиаде и экзамену по литературе. Рассказала о важности умения работать с нейросетью.
Члены РМО, присутствующие на заседании, провели мозговой штурм по теме «Приемы подготовки обучающихся к ВПР по литературе». В этом учебном году ВПР по литературе проводится впервые, поэтому вопросы, связанные с этой темой, очень актуальны. Обсуждение прошло очень эмоционально. Педагоги поделились мнением о том, как можно организовать подготовку учащихся к данной работе, рассмотрели задания и критерии оценки.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «ОСОШ № 2» Молчанова Кристина Альгимантасовна представила выступление по теме: «Методические рекомендации для педагогов по русскому языку и литературе для подготовки к ГИА-9». Кристина Альгимантасовна проанализировала задания ОГЭ по русскому языку, которые вызывают особые затруднения у учащихся, акцентировала внимание на распространенных ошибках, которые допускают обучающиеся при выполнении заданий. Перечислила рекомендации, которые даны ЦОКО, для того чтобы избежать данных ошибок.
Руководитель РМО учителей русского языка и литературы – Молчанова К.А.
 |