28 апреля 2023 года состоялось заключительное заседание районной творческой группы «Наставничество» по теме «Реализация наставнических программ «наставник – наставляемый»: опыт и перспективы». В работе творческой группы приняли участие 38 педагогов из 21 образовательной организации Устьянского муниципального округа. В рамках заседания было представлено 15 презентаций опыта работы наставнических пар.
Ведущая линия, основное содержание представленной работы отражает работу по профессиональному роста педагога как результата работы наставника и наставляемого.
В своих выступлениях педагоги отразили следующие полезные находки, направления работы при реализации наставнической деятельности:
- помощь/обучение наставляемого этапам реализации технологии системно-деятельностного подхода при подготовке и проведении уроков;
- совместное проведение внеурочных мероприятий (поддержка, рекомендации);
- совместное участие в конкурсах профессионального мастерства;
- использование чек-листов, дорожных карт как инструмента работы в наставнической паре;
- совместное проектирование методических продуктов: локальные акты, памятки, алгоритмы действий, опорные конспекты уроков, копилки идей, видеовизитки, мотивирующие лекции;
- решение проблемных аспектов педагогической деятельности, например, влияние мотивации к работе педагога на мотивацию его учеников;
- изучение технологий: SMART – технология, технология 1*1, SWOT- анализ; брейнсторминг;
- тьюторское сопровождение;
- взаимодополняемость в наставнической паре;
- реверсивное наставничество: ученик - педагогу, молодой педагог - опытному;
- профессиональные пробы;
- психологическая поддержка и методическое сопровождение для преодоления психологических барьеров.
Выступления показывают, что целевая модель наставничества по форме «педагог-педагог» в образовательных организациях реализуется через разные модели взаимодействия. Это традиционное наставничество, где опытные педагоги сопровождают новичков в профессии, партнерское наставничество, где в паре работают равный-равному, ситуационное наставничество как форма «скорой помощи» в повседневной работе. В отзывах педагоги отметили, что работа творческой группы «Наставничество» помогает увериться в том, что мы, педагоги, идем в своей работе в верном направлении, помогает понять, что надо изменить.
В рамках методического диалога участники заседания в интерактивном формате Мирового кафе работали над проблемными точками внедрения целевой модели наставничества в образовательных организациях:
- рефлексия услышанного опыта (лучшие находки, полезные практики);
- что можно предложить для проведения методического дня в школе по теме наставничества на муниципальном уровне (идеи, содержание работы, темы для обсуждения);
- прайс вопросов «Чему необходимо учить педагогов?» (вопросы/ актуальные темы);
- какие могут быть желаемые/возможные эффективные формы взаимодействия педагогов разного опыта, возрастного состава, технологии передачи опыта, стиль, инструменты;
- почему продвижение наставничества в образовательной организации бывает неэффективным (причины, барьеры, препоны)?
Итогом работы стали предложения по решению новых задач.
|